ЛИНЕЙНАЯ НОТАЦИЯ — способ записи музыки, в котором при помощи параллельных линий удалось зафиксировать точную высоту звуков. Впервые встречающаяся в записях X в., эта система представляет собой значительный шаг вперед по сравнению в распространенной до нее невменной нотацией: здесь сочетается воедино наглядность невм с точностью буквенного письма.
Сначала линии различались по окраске (нота до обозначалась желтым цветом, фа — красным и т. д.) С XII в. для уточнения звуковой высоты какой-либо основной линии стали применять ключевые знаки, первоначально в виде букв С, F, G (впоследствии из них образовались начертания современных ключей). Подлинным создателем линейной нотации считается известный итальянский теоретик Гвидо д’Аррецо (около 992—1050), который применил систему 3-х и 4-х линеек (невмы и буквенные знаки помещались на линиях, а также над или под ними). Разрешив проблему фиксации высоты звуков, линейная нотация на первых порах не могла отразить ритмическую сторону музыки. Вместе с тем развивавшееся многоголосие требовало уточнить в записи соотношение длительностей в различных голосах. Так в XII—XIII вв. была создана мензуральная нотация.
Система нотной записи с 4 линиями применяется и по сей день в григорианском пении. Современная нотация основывается на реформе Гвидо с добавлением 5-й линии (впервые появилась в XIV в.).