ГРИГОРИАНСКОЕ ПЕНИЕ — стиль церковного пения, утвердившийся в начале VII в. и впоследствии прочно распространившийся в Европе. Предпосылкой его образования явилось стремление папской власти унифицировать музыкальную сторону богослужения во всех странах, подчиненных Риму. В основу песнопений был положен латинский текст (в большинстве случаев прозаический); песни-молитвы предназначались исключительно для унисонного мужского хора, причем, узаконен был и характер изложения — размеренный, поступенный, и манера исполнения — аскетически отрешенная. Кроме того, в богослужебном пении допускались лишь определенные, строго зафиксированные напевы (см. Григорианский хорал). Несколько поколений музыкантов трудилось над отбором и систематическим изложением этих напевов. Окончательное оформление такого свода мелодий приписывается папе Григорию I (590—604). Поэтому кодекс одноголосных (унисонных) церковных песнопений VII в. получил название «Григорианский антифонарий», а сам стиль закрепился в истории музыки под термином «григорианское» (или «грегорианское») пение: второй вариант написания термина связан с латинской формой имени Григорий — Gregorius. (Показательно также, что григорианским этот стиль был назван спустя 300 лет после смерти Григория I).
В VII—X вв. римская католическая церковь упорно боролась за повсеместное насаждение григорианского пения, которое признавалось ею обязательным, единственно возможным и категорически не допускавшим изменений. Однако со временем григорианский стиль вобрал в себя некоторые элементы народной музыки, а также многие интонационные обороты и чисто исполнительские особенности, которые невольно проникали в него под воздействием живой музыкальной практики.