ГРИГОРИАНСКИЙ ХОРАЛ — общее название культовых напевов, узаконенных папской властью на рубеже VI—VII вв. и составивших музыкальную основу католического богослужения (см. Григорианское пение). Истоки этих напевов связаны с музыкой Востока, а также с разнообразными влияниями европейского народного искусства. Упорядочение церковных песнопений и создание канонизированного свода мелодий, отражающего эстетические каноны католицизма, положило начало единым формам и приемам пения в католической церкви. В основе григорианского хорала — строго диатонические, плавно следующие друг за другом (чаще всего поступенные) интонации. Ритмическая сторона напевов подчинена тексту и обусловлена особенностями речевого интонирования. Мелодика нередко переходит от суровой, медлительной речитации (чтение нараспев) к песенным напевам и далее — к импровизационного типа колоратурным пассажам. Эти стадии отражают 3 типа мелодического изложения в хорале:
- псалмодически речитативные эпизоды (так называемые accentus), где мелодия ритмически не оформлена и полностью подчиняется свободному произношению текста;
- мелодическое движение без речитативных остановок на одном звуке (так называемом concentus), или гимнические эпизоды (см. Гимн);
- особый тип мелизматического пения, где решающая роль принадлежит свободной импровизации.
Последний тип мелодики отражает по существу проникновение в григорианский хорал элементов народной музыки. Появляются так называемые юбиляции, куда вставляются секвенции и тропы. Так, вопреки запретам церковников, хорал видоизменяется, обогащаясь изнутри. Исполнялся григорианский хорал профессиональными певцами (мужской хор в унисон) в характере суровой аскетичности и отрешенного созерцания. Иногда в исполнении участвовал орган, но роль его ограничивалась поддержкой отдельных фраз хора. Ладовой основой напевов были средневековые лады (дорийский, фригийский и т. д.). Литературный материал заимствовался главным образом из библии, однако нередко в хорал попадали бытовые обороты и даже типично светские тексты.
В X—XII вв. григорианский хорал стал называться также cantus planus (размеренное, плавное пение); такое название было вызвано преобладанием в хорале звуков равной длительности. После установления в церкви многоголосия григорианский хорал стал выполнять роль тематического остова (cantus jirtnus) в полифонических произведениях — мотетах, мессах.