АДАМ ДЕ ЛА АЛЬ (Adam de la Halle) (около 1237, Appac — между 1285 и 1288 Неаполь) — французский поэт и композитор. Дополнительное прозвище «аррасский горбун», с которым он вошел в историю, не является отражением физического недостатка музыканта, как естественно было бы предположить. В действительности «li Bossi» («горбун») — подлинное фамильное прозвище, которое носили его предки. Выходец из третьего сословия, Адам де ла Аль (как он предпочитал себя называть) получил образование в Парижском университете. По возвращении в родной город, он в 1271 г. поступает на службу при дворе графа д’Артуа в качестве менестреля. Спустя 12 лет, следуя за своим господином, Адам де ла Аль переезжает в Неаполь, где вскоре переходит на службу при дворе сицилианского короля Карла Анжуйского. Однако замечательному музыканту не суждено было долго прожить в Италии: по-видимому, он не намного пережил своего нового покровителя, смерть которого последовала в 1285 г.
Большинство сочинений Адама де ла Аля утеряно. Несомненно, однако, что он первый, кто стал разрабатывать традиционные музыкально-поэтические формы искусства трубадуров как многоголосные; среди сохранившихся его произведений — 5 3-голосных мотетов, 16 3-голосных рондо, 36 песен, 18 «игр». Из последних особенно значительна «Игра о Робене и Марион» — пастораль в народном духе, снабженная нотированными напевами. Для своего времени идея светского спектакля с большим количеством музыки была новой, необычной. Творческое наследие замечательного французского музыканта XIII в. позволяет представить стиль композиций того времени. Показательно в этой связи, что напевы из «Игры о Робене и Марион» продолжают бытовать в народе Франции в качестве искусства устной традиции.