Академия

АКАДЕМИЯ — название различного рода обществ, возникших в Италии и других европейских странах в эпоху Возрождения. Такие общества, объединявшие философов, поэтов, ученых, музыкантов, ставили своей целью развитие и поощрение искусства и науки.

Формы деятельности академий были разнообразными и достаточно широкими для своего времени. Основное место среди них занимали диспуты, различного рода соревнования (поэтические, музыкальные и т. п.), концерты. Академии обычно находились под покровительством владетельных герцогов и князей и пользовались материальной поддержкой своих членов, а также знатных и просвещенных любителей искусств из аристократических кругов.

Одна из первых академий была создана в 1470 г. во Флоренции и заимствовала свое название от Академии Платона (само же слово «академия» происходит от имени мифологического героя Академа, в честь которого названа местность близ Афин, где древнегреческий философ Платон читал лекции своим ученикам). Из числа специальных музыкальных академий, организованных в XVI— XVIII вв., следует в первую очередь назвать академию «Санта-Чечилия» в Риме (основана в 1566 г., существует и поныне), а также знаменитую Болонскую филармоническую академию, учрежденную в 1666 г. Последняя пользовалась репутацией одного из крупнейших в Европе центров музыкального образования и музыковедения. Для того, чтобы вступить в члены этой академии, требовалось выдержать труднейший экзамен по музыкально-теоретическим дисциплинам и композиции. В списке членов Болонской академии фигурируют имена выдающихся музыкантов; среди них — итальянские композиторы Д. Торелли, А. Корелли, Д. Б. Мартини (возглавлявший академию в течение нескольких десятилетий), В. Моцарт (принятый в академию в 14-летнем возрасте), чешский композитор И. Мысливечек, русские композиторы М. Березовский и Е. Фомин.

Большую роль во французской культуре 2-й половины XVI в. сыграла «Академия поэзии и музыки» (Acade-mie de poesie et de musique), основанная в 1570 г. в Париже известным поэтом, лютнистом и композитором Антуаном де Баифом и его единомышленниками. Основатели «Академии» стремились в своей деятельности к тому, чтобы «выражать слово в пении, пополняя его смысл гармонией и мелодией». «Академию» посещали известные французские поэты, композиторы, здесь бывали видные инструменталисты (лютнисты, органисты), танцоры. Деятельность «Академии» прекратилась в 1584 г. в разгар религиозных войн.

Из числа академий, в состав которых входили представители самых различных профессий, широкую известность приобрела римская «Академия аркадских пастушков». Она была организована в 1692 г. и объединяла в своих рядах ученых, музыкантов и знатных аристократов из числа просвещенных любителей искусства. Для членов этого объединения греческая «Аркадия» служила идеалом гармоничного бытия, а «пастушество» было символом простоты, естественности. Членами этой академии были А. Скарлатти, А. Корелли, Б. Паскуини, Б. Марчелло, молодой Гендель.

В XVIII в. слово «академия» часто употреблялось и в ином значении. Так назывались концерты, устраивавшиеся тем или иным композитором для показа своей музыки, а также публичные музыкальные вечера, которые организовывали отдельные общества или содружества любителей.

Adblock
detector