ЛИРИЧЕСКАЯ ТРАГЕДИЯ (франц. tragedie lyrique) — французская большая опера XVII—XVIII вв., основанная главным образом на мифологических или исторических сюжетах (термин «лирическая» означает в данном случае «поющаяся»). Испытав сильное влияние классицисткой трагедии (П. Корнель, Ж. Расин), этот жанр «усвоил» основные ее стилевые качества и композиционные признаки. Основу лирической трагедии составлял декламационный речитатив, близкий к возвышенно-патетической речи. К тому же строение этого монументального оперного спектакля, состоявшего, как правило, из 5 актов с прологом и заключительным апофеозом, также отразило воздействие классицистского драматического театра. Постановки лирических трагедий отличались порой непомерной роскошью. Огромное значение в спектаклях имели разнообразные по характеру хоровые эпизоды — религиозно-обрядовые, пасторальные, сказочно-фантастические. Особую роль приобрел в лирической трагедии балет, на который нередко возлагались значительные образно-драматургические задачи.
Основоположником и ярчайшим представителем жанра лирической трагедии в XVII в. был Ж. Б. Люлли. Среди наиболее известных его лирических трагедий — «Тесей» (1675), «Атис» (1676), «Исида» (1677), «Армида» (1686) и др. В дальнейшем оперные спектакли такого типа постепенно теряли былую композиционную стройность. Высокая трагедийность нередко уступала место мелодраме, в музыку проникали чисто бытовые напевы, а хореографическая сторона все более напоминала обычный вставной дивертисмент. В творчестве Ж. Ф. Рамо и К. В. Глюка лирическая трагедия обогатилась новыми качествами, характерными для оперной эстетики XVIII в.