ВИОЛА Д’АМУР (буквально — виола любви) — одна из разновидностей виол (см. Виолы). Первые упоминания о ней относятся к последней четверти XVII в. По размерам виола д’амур чуть больше современного альта. Кроме 5—7 игровых струн, настроенных по квартам и терциям, она имела столько же струн резонансных (аликвотных), которые усиливали звучание основных. Подобно скрипке, виола д’амур обладала нежным, мягким тембром. Как и скрипку, ее держали при игре у плеча — этим виола д’амур выделялась среди других видов виол. В XVII—XVIII вв. она была исключительно сольным инструментом и пользовалась особенно широкой популярностью во Франции и Германии. Среди многочисленных сочинений, созданных для виолы д’амур — сонаты и концерты И. С. Баха, А. Вивальди, Г. Ф. Телемана, К. Стамица, А. Арности (в наши дни чаще других исполняются концерты А. Вивальди).
В конце XVIII в. виола д’амур исчезает из музыкальной практики. Интерес к игре на ней возродил французский скрипач и альтист К. Уран (1790— 1842). Виола д’амур встречается в оперных партитурах ряда композиторов XIX—XX вв. (Шарпантье, Пуччини, Массне, Яначек).