НОТАЦИЯ — способ записи музыки с помощью особых графических знаков (лат. notatio — обозначение, записывание). До конца I тысячелетия н. э. в Европе была широко распространена буквенная нотация, известная еще со времен античности. Позже для записи музыки стали применять невменную нотацию, основанную на условных значках-символах, которые напоминали певцам о направлении мелодии, мелизматических украшениях и т. п. Невменные знаки не могли четко фиксировать высоту звуков. Именно для уточнения звуковысотных соотношений известный итальянский теоретик Гвидо д’Ареццо (около 992—1050) предложил применять в нотном письме 4 горизонтальные линии (5-я появилась позже). Таким образом Гвидо д’Ареццо по праву считается родоначальником линейной нотации, совместившей в себе наглядность невменного письма и точность буквенной записи.
Значительным шагом на пути формирования современного нотного письма было появление в XII—XIII вв. так называемой мензуральной нотации, которая позволила уточнить запись ритмической стороны музыки (см. Мензуральная нотация). В этой нотации ноты обозначают одновременно и высоту звука, и его относительную протяженность (абсолютная длительность зависела от темпа).
Особым видом нотации явились табулатуры, распространенные в XV— XVII вв. для записи инструментальной музыки: в этих своеобразных нотографических схемах отражались особенности инструмента (например, 6 линеек для 6-струнной лютни), а звуки обозначались при помощи цифр или буквально Вплоть до XVIII в. для записи инструментальных сочинений применялась и цифровая система (см. Генерал-бас).