ЛЮЛЛИ (Lully) Жан Батист (итал. Джованни Баттиста Лулли, Lulli) (1632, Флоренция — 1687, Париж) — французский композитор, скрипач, дирижер. По национальности итальянец. В детстве был увезен во Францию, которая стала его второй родиной и в искусстве которой он занял выдающееся место, став основоположником французского оперного и балетного театра. Свою деятельность Люлли начал в скромной роли музыканта, находившегося в услужении у одной из знатных парижских дам. Достигнув блестящих успехов в игре на скрипке, изучив основы композиции, Люлли в 1652 г. попадает в придворный оркестр (так называемый «24 скрипки короля»). Выдающиеся музыкальные способности, а также редкая сила воли, трезвый, проницательный ум позволили ему вскоре добиться исключительного положения при дворе: он становится «королевским секретарем» и придворным композитором. В 1650—1660-е гг. Люлли пишет балетные дивертисменты (нередко выступая в качестве танцора и балетмейстера), много сочиняет для вновь организованного и руководимого им оркестра «16 скрипок короля», создает хоровые произведения.
В начале 60-х гг. он вступает в сотрудничество с создателем французской реалистической комедии Ж-Б. Мольером. К мольеровским спектаклям Люлли писал не только чисто балетные номера; музыкой и пением здесь сопровождались выходы персонажей и даже целые сцены. Всего драматург и композитор создали более 10 комедий-балетов, среди них «Версальский экспромт» (1663), «Брак поневоле» (1664), «Любовь-целительница» (1665), «Мещанин во дворянстве» (1670). В 1671 г, композитор Р. Камбер и поэт П. Перрен (именно они были авторами первой французской оперы) основали в Париже оперный театр, получивший наименование «Королевской академии музыки». Через год после этого Люлли становится директором «Королевской академии музыки», получив при этом привилегию на постановку своих произведений. За 15 лет (1672 — 1687) Люлли написал и поставил 15 опер (в основном на мифологические сюжеты), за которыми прочно утвердилось жанровое наименование «лирических трагедий». Наибольшую известность среди них получили «Тезей» (1675), «Атис» (1676), «Исида» (1677), «Персей» (1682) и особенно «Армида» (1686).
Лирические трагедии Люлли — ярчайшее проявление французского музыкального классицизма — возникли под сильным влиянием классицистской трагедии (П. Корнель, Ж. Расин), ее стилевых норм и композиционных признаков: основой в них стал декламационный тип речитатива, близкий к возвышенно-патетической речи (либретто большинства опер Люлли написал один из видных французских драматургов-классицистов Филипп Кино). Важную роль в оперных спектаклях Люлли играли хоровые эпизоды, а также балетные номера, на которые нередко возлагались значительные образно-драматургические задачи. В этих же операх Люлли утвердил тип так называемой «французской увертюры» (медленно — быстро — медленно), сыгравшей впоследствии значительную роль в становлении жанра симфонии. Кроме опер и комедий-балетов, перу Люлли принадлежат оперы-балеты (наиболее известные из них «Триумф любви», «Храм мира»), а также дивертисменты, инструментальные пьесы, арии, песни, хоровые произведения (мотеты, Те Deum) и т. д. В целом яркое и многогранное творчество Люлли во многом шире рамок классицизма.
Характеристика деятельности Люлли была бы неполной, если не упомянуть о его постоянном желании приобщать к искусству талантливых людей из народа. Примером проявления демократических устремлений Люлли были повторные показы его оперных спектаклей специально для тружеников Парижа (так называемых 3-го сословия). Эти черты позволили Р. Роллану назвать Люлли «великим художником-разночинцем, сознававшим себя ровней самым знатным господам».