Скрипка — струнный смычковый инструмент

СКРИПКА — струнный смычковый инструмент, самый высокий по звучанию, а также наиболее богатый по выразительным и техническим возможностям среди инструментов скрипичного семейства. Полагают, что непосредственной предшественницей скрипки была лира да браччо — многострунный смычковый инструмент с широкой шейкой и грифом, распространенный в западноевропейских странах в XV— XVIII вв. Подобно скрипке, лиру да браччо держали у плеча (итал. braccio — плечо), приемы игры также были схожи со скрипичными. В свою очередь, предшественниками лиры да браччо можно считать и кельтскую кроту, и арабский ребаб, и средневековый ребек, и даже немецкий трумшейт.

Скрипка появилась в начале XVI в. Первое ее изображение относится к 1535 г., а 2 десятилетия спустя она была подробно описана в одном из музыкальных трактатов. Классический тип скрипки возник одновременно в Италии, Польше, Франции и других странах. Многие поколения мастеров работали над совершенствованием конструкции, улучшением звуковых качеств скрипки. История сохранила имена Андреа и Николо Амати, Андреа и Джузеппе Гварнери, Антонио Страдивари — выдающихся итальянских мастеров конца XVI — начала XVIII вв., создавших образцы скрипок, которые до сих пор считаются непревзойденными.

В истории смычкового инструментария огромное значение имело соперничество скрипок и виол. Долгое время они применялись совместно. Так, еще на рубеже XVII в. К. Монтеверди употреблял в своем оркестре скрипки наряду с виолами. Постепенно скрипка завоевывала все большее признание. Уже в середине XVII в. она успешно конкурировала с виолами в оперных оркестрах (достаточно вспомнить знаменитые «24 скрипки короля»,— ансамбль, созданный Ж. Б. Люлли). Сочность, интенсивность и вместе с тем полетность звука, многообразие тембровых оттенков, широкое дыхание, новые технические возможности — все это обеспечило победу скрипкам и оттеснило на задний план виолы с их вялым, матовым тембром, изысканной манерностью звучания. Не случайно в одном из трактатов середины XVIII в. говорится: «Скрипка оказалась способной возбуждать великие страсти, а сладкозвучную виолу сочли годной передавать пастушеские песни и элегии».

Основные конструктивные особенности, звуковые качества и технические возможности скрипки утвердились в XVIII в. и на протяжении двух веков принципиально не менялись. Общая длина инструмента составляет около 60 см. Корпус скрипки имеет характерную овальную форму с выемками по бокам. Над грифом натянуты 4 струны, настроенные по квинтам. Тембр певучий, богатый звуковыми и динамическими оттенками, по выразительности приближается к человеческому голосу. Техника игры на скрипке многообразна. Основной прием звукоизвлечения — ведение смычка по струнам. Из применяемых при этом штрихов прежде всего следует указать legato (плавное ведение смычка), detache (направление движения смычка меняется на каждом звуке), spiccato («прыгающий» смычок) и tremolo (быстрое повторение звуков при помощи «дрожащего» смычка). Особым приемом игры служит pizzicato— извлечение звука щипком пальцев без применения смычка (вышеизложенные приемы характерны и для других представителей скрипичного семейства).

Скрипка вошла в концертную жизнь и музыкальный быт вместе с зарождением новых жанров инструментальной музыки — сольной сонаты и сольного концерта. Замечательные образцы скрипичных сочинений такого типа создают в конце XVII — начале XVIII вв. А. Корелли, А. Вивальди, Д. Тартини (все трое были выдающимися скрипачами), а также И. С. Бах, Г. Ф. Гендель. В дальнейшем скрипка сохранила ведущую роль в струнном квартете, различных камерных ансамблях, симфоническом оркестре. Для нее создана обширнейшая литература, включающая произведения разных жанров — от небольших пьес и этюдов до монументальных концертов.

Adblock
detector