Гавот

ГАВОТ — старинный танец французского происхождения, широко распространенный в странах Европы в XVII—XVIII вв. Название происходит от провансальского gavoto, что означает — танец гавотов (жителей провинции Овернь во Франции). Зародившись в XVI в. в виде хороводного танца, гавот отличался живой манерой изложения, умеренным темпом, квадратностью структуры (четкое деление на двутакты), лапидарным ритмическим рисунком с затактом в две четверти. По форме гавот представлял собой обычно 3-частную композицию, где среднюю часть нередко составлял мюзет пасторального характера. В целом музыка гавота отличалась светлым, энергичным эмоциональным тонусом, иногда с оттенком величавой торжественности.

В XVII в. гавот становится популярным придворным танцем и приобретает несвойственные народным гавотам черты жеманности. Он проникает в оперу и балет (впервые у Ж. Б. Люлли), затем в инструментальные циклы. На рубеже XVII—XVIII вв. гавот часто встречается в сюитах (обычно после сарабанды). В XVIII в. классические образцы гавота создали И. С. Бах, Г. Ф. Гендель, Ж. Ф. Рамо, К. В. Глюк.

В начале XIX в. гавот теряет былую популярность и вскоре практически исчезает из музыкальной практики. Лишь в конце XIX — начале XX вв. к нему возрождается интерес. Форма гавота привлекла в этот период таких выдающихся русских композиторов, как П. Чайковский, А. Глазунов, С. Прокофьев.

Adblock
detector