Фуга

ФУГА (от латинского fuga — бег, бегство) — многоголосное полифоническое произведение (обычно однотемное), основанное на поочередном изложении и развитии темы в разных голосах. По строению фуга делится на 2 основных раздела. В первом — экспозиции, тема проводится поочередно во всех голосах (в зависимости от их количества фуги бывают 2-, 3-голосные и т. д.); вторая часть строится более свободно: в окружении подголосков тема разрабатывается и развивается, проходя попеременно в разных голосах. В заключительном эпизоде утверждается главная тональность. Между основными разделами фуги, а также между проведениями тем внутри этих разделов часто помещаются связующие эпизоды,— так называются интермедии, которые строятся на отдельных элементах темы. У Баха и его современников порой встречаются фуги, основанные на 2-х и даже 3-х темах; их называют соответственно двойными и тройными.

Истоки фуги восходят к началу зарождения имитационного многоголосия (см. Имитация). Большую роль в подготовке фуги сыграла в частности техника канона. Но только лишь с развитием искусства сольной игры на клавишных инструментах зарождаются формы, постепенно приведшие к фуге. Особенно бурным расцветом полифонических форм отмечено органное искусство XVI—XVII вв. В эту эпоху для органа создавались канцоны, ричеркары, фантазии, токкаты, каприччио, прелюдии, хоральные обработки и др. Непосредственным предшественником фуги считается ричеркар. Обычно ричеркары состояли из нескольких, относительно самостоятельных разделов, следующих друг за другом без перерыва, причем в каждом развивалась полифонически, в виде имитаций, своя тема.

Историческое развитие этой формы привело к замене нескольких тем одной и к образованию однотемной фуги, вытеснившей ричеркар. Можно считать, что первой дошедшей до нас фугой является ричеркар для органа, созданный известным итальянским композитором Дж. Габриели в 1595 г.

В XVII в. выдающимся мастером фуги стал итальянец Дж. Фрескобальди. В своих органных фугах он уже опирался не только на достижения имитационной полифонии, но и стремился сочетать их с теми закономерностями гармонии, которые были выработаны и отточены в гомофонных жанрах, в первую очередь — опере, оратории, кантате. В это же время фуга широко проникает в вокальную музыку как в виде самостоятельной формы, так и в качестве отдельных эпизодов крупных сочинений (из вокальных жанров средневековой музыки предшественником фуги прежде всего явился мотет). На рубеже XVIII в. яркие образцы ансамблевой фуги создает А. Корелли; клавирная фуга обрела новое качество в сочинениях А. Скарлатти.

Фуга как высшая форма полифонии достигла кульминационного развития в 1-й половине XVIII в., в творчестве И. С. Баха и Г. Ф. Генделя. Подобно другим произведениям этих гениальных мастеров, их фуги поражают величием, красотой музыки, совершенством формы; в них вдохновенно запечатлены различные стороны духовного мира человека. В фугах Генделя поражают лапидарность мелодических линий, подлинно театральная яркость, пластичность формы. Фуги Баха (их у композитора св. 400) по глубине и мастерству справедливо считаются непревзойденными образцами этого жанра.

Обычно фуга — самостоятельное произведение (таковы органные фуги И. С. Баха). Однако чаще фугу предваряет прелюдия, носящая в большинстве случаев импровизационный характер (из прелюдий и фуг составлен, в частности, «Хорошо темперированный клавир» Баха). Помимо прелюдии, фугу может предварять фантазия, токката, вариации и другие формы. Фуга нередко служит также частью инструментального цикла. Редкий пример соединения разнообразных фуг в цикл встречается у Баха («Искусство фуги»).

В XIX в. композиторы редко обращались к фуге как самостоятельной форме, В наши дни интерес к ней значительно возрос. Особенно крупный вклад внесли в этот жанр Д. Шостакович («24 прелюдии и фуги») и П. Хиндемит (цикл фуг и интерлюдий «Игра тональностей»).

Adblock
detector