Бах (Bach) Иоганн Себастьян

БАХ (Bach) Иоганн Себастьян (1685, Эйзенах — 1750, Лейпциг) — немецкий композитор и органист. Его творчество занимает особое место в истории музыки. Могучий гений Баха, впитав достижения предшествующих поколений, подытожив многообразные черты и тенденции в развитии европейской полифонии, внес вместе с тем бесценный вклад в становление нового гомофонно-гармонического стиля. В творениях Баха, отмеченных редкой красотой и выразительностью, совершенством форм и высочайшим профессиональным мастерством, вдохновенно запечатлены многообразные стороны духовного мира человека. Бах вошел в историю не только как последний, наряду с Генделем, великий композитор эпохи барокко, но и как музыкант-мыслитель поразительной силы, подлинный художник-гуманист и смелый новатор. Бах оставил огромное наследие; им создано  около 1000 произведений, причем среди них есть и такие, масштабы которых были неведомы добаховской музыке. Но поражает даже не это (хотя созданное Бахом могло бы стать делом целого поколения композиторов), а удивительная внутренняя «емкость» его музыки, пронизанность ее возвышенно благородной и одновременно напряженной мыслью.

Творчество Баха питалось соками протестантского хорала и мелодикой немецкой народной песни; в нем ярко воплотились лучшие традиции хоровой полифонии эпохи Возрождения и наиболее значительные черты немецкой и итальянской органной музыки; оно испытало влияние оперного искусства XVII в. (хотя Бах, как известно, опер не писал) и во многом опиралось на достижения культовой полифонии; заметное воздействие на баховские композиции оказала французская клавесинная литература, итальянская скрипичная школа, немецкая оркестровая сюита. Как справедливо указывал вдумчивый исследователь баховского творчества Альберт Швейцер, — «все художественные искания, стремления, желания, порывы и блуждания прежних, равно как и современных ему поколений, сосредоточились в нем и творят через него». Вместе с тем Бах, явившись завершителем огромной и яркой музыкальной эпохи, предвосхитил в своем творчестве многие более поздние музыкальные стили.

Для баховской музыки в целом, несмотря на многообразие форм, жанров, конкретных образно-художественных решений, характерен инструментальный характер мышления. Этой чертой проникнуто все творчество композитора, в том числе и его вокально-драматические произведения. Здесь, бесспорно, сказался исполнительский талант и опыт Баха, — гениального органиста и непревзойденного импровизатора.

Органные сочинения Баха стали вершиной в развитии обширнейшей литературы, созданной для этого инструмента. В его хоралах, хоральных прелюдиях (около 150) и свободных хоральных фантазиях впечатляет органичный сплав спокойно-сосредоточенных и действенных, энергичных чувств и эмоций. Богатство звучаний, масштабность формы, яркость регистровки отличают его знаменитые прелюдии и фуги (Бах может считаться создателем этого «диптиха», как композиции разграниченной по характеру составляющих ее частей и применяемым в них выразительным средствам и вместе с тем цельной, внутренне сопряженной.) В фугах Баха (как органных, так и клавирных), по словам Ант. Рубинштейна, мы «встречаем всевозможные настроения души и в самых малых из них узнаем величие этого человека».

Клавирная музыка — ярчайшая страница баховского наследия. Композитор резко расширил сферу выразительных средств клавира, вобрав в нее приемы и черты, свойственные органной, оркестровой и вокальной литературе. Среди клавирных композиций Баха — такие шедевры, как Английские и Французские сюиты, Партиты, Итальянский концерт (первое в истории концертное произведение для клавира), Хроматическая фантазия и фуга («одно из могущественнейших клавесинных произведений» — А. Серов), Гольдберг-вариации и ряд концертов для одного, 2-х, 3-х, и 4-х клавесинов с оркестром. Особое место в наследии композитора занимает знаменитый 2-томный сборник «Хорошо темперированный клавир». Каждый из томов (I завершен в 1722, II — в 1744) содержит по 24 прелюдии и фуги, следующие друг за другом по ступеням восходящей хроматической гаммы. Помимо художественных достоинств, этот цикл имел и важное историческое значение. Его созданием Бах утвердил полное равноправие всех тональностей равномерно-темперированного строя, формировавшегося в ту эпоху в музыкальной практике.

Трудно переоценить значение оркестровых произведений Баха. Его 6 Бранденбургских концертов (1721), по словам одного из исследователей,— «симфония начала XVIII в.» Они, продолжая традиции concerti grossi,— по масштабности, изобретательности фактуры, поискам в области инструментовки превосходят многие оркестровые опусы послебаховского периода. Схожи в этом отношении с Бранденбургскими концертами и 4 оркестровые сюиты («увертюры»), хотя в них, в соответствии с особенностями жанра, ярче выявлен, сюитный принцип противопоставления частей. К оркестровой музыке примыкают и замечательные скрипичные концерты Баха (к области чисто камерной музыки относятся его произведения для скрипки соло, виолончельные сюиты и несколько сонат для флейты, гамбы, скрипки в сопровождении клавира).

Вокально-драматические сочинения — едва ли не самая значительная часть наследия Баха. Неувядаемая жизненность его искусства предстает и в «Высокой мессе» (си-минор, 1733— 38), «Магнификате» (1723), монументальных пассионах («Страсти по Иоанну», 1723; «Страсти по Матфею», 1729), в многочисленных кантатах (сохранилось ок. 200), мотетах, хоралах, песнях. И хотя темами композитору (как и его великому современнику Генделю) обычно служили библейские предания, музыка его преодолевает культовые ограничения. В ней, прежде всего, воплощается многогранный мир человеческих чувств, вдохновенных героических образов.

Известно, что Бах не был в должной мере оценен современниками. Жизнь его прошла в упорной борьбе с лишениями и невзгодами, в борьбе за утверждение творческих и этических принципов. С 15 лет Бах служил в разных городах певчим, скрипачом, клавесинистом, органистом, капельмейстером. Во время службы в Веймаре (1708—1717), где Бах занимал должность придворного органиста и «камерного музыканта», он углубленно изучает итальянскую музыку рубежа XVII—XVIII вв., создает огромное количество органных композиций (Токкату и фугу ре минор, трагическую Пассакалью до минор и др.). Не желая мириться с произволом властей (освободившаяся капельмейстерская должность, на которую он по праву претендовал, была отдана заурядному музыканту), Бах переезжает в Кетен. Именно в кетенский период (1717—23) было создано большинство его инструментальных сочинений. Но жизнь в небольших провинциальных городах тяготила Баха. Стремясь дать своим сыновьям университетское образование, он принимает участие в конкурсе на  вакантное место органиста Лейпцигской церкви св. Фомы; характерный штрих — предоставив Баху эту должность, магистрат города не преминул указать, что он вынужден «довольствоваться музыкантом среднего достоинства». Лейпцигский период — пора расцвета баховского гения (здесь созданы «Высокая месса», II т. «Хорошо темперированного клавира», пассивны, Рождественская оратория, оркестровые сюиты, большинство кантат и мн. др.). Бах принимает активное участие в концертной жизни Лейпцига как дирижер и органист. В последние годы жизни Баха (когда были созданы монументальные циклы «Музыкальное приношение» и «Искусство фуги»), его композиторская мысль достигает редкостной изобретательности и философской самоуглубленности. Эти качества в значительной мере определили недооценку величия творческого подвига, совершенного Бахом («великим Бахом» считался сын композитора, Карл Филипп Эмануэль).

Триумфальное возрождение Баха началось лишь в начале XIX в., когда по инициативе и под руководством Ф. Мендельсона после 100-летнего забвения были исполнены и впервые по достоинству оценены его «Страсти по Матфею».

Примеры исполнения прозведений Баха

Страсти по Матфею. Ария

Bach BWV 244-1 Kommt, ihr Töchter, helft mir klagen

Добавить комментарий

Adblock
detector