ARS ANTIQUA (лат. — старинное искусство) — определение, прочно закрепившееся за эпохой культовой полифонии XII—XIII вв. Такое определение дали этому искусству музыканты раннего Возрождения (в противовес созданному ими ars nova).
Первые образцы письменно зафиксированного многоголосия возникли в IX—X вв. Все они основаны на параллельном движении голосов. Это — ранний органум (где голоса движутся в кварту или квинту), гимель, или «двойниковое» пение (в терцию), фобурдон (параллельные секстаккорды). Кроме того, существовало множество смешанных и промежуточных форм. В XII—XIII вв. регенты собора Парижской богоматери Леонин и Перотин усовершенствовали форму органума. Переход от параллельного к противоположному движению голосов, а также усиление их ритмического разнообразия постепенно привели к наиболее совершенной форме ars antiqua — дисканту. Возникает контрастное многоголосие, зарождается искусство контрапункта. Завершающий этап ars antiqua связан с появлением светских жанров (кондукт, мотет и др.) и разработкой принципов мензуральной нотации.