БАРИТОН — струнный смычковый инструмент, получивший распространение в XVIII в. (главным образом в Германии и Австрии). По размеру напоминает виолончель, по форме корпуса — виолу да гамба. Наряду с 6—7 игровыми струнами, имел 12—15 резонансных струн. Тембр баритона был довольно мягким, выразительным. При игре инструмент держали подобно виоле да гамба.
Во 2-й половине XVIII в появилось немало произведений для баритона (Й. Гайдну, в частности, принадлежат 2 концерта для баритона с оркестром, 126 трио для баритона, альта и виолончели, 25 дуэтов для баритонов и др.).
Баритоном называют также мужской голос, средний между тенором и басом (по-гречески barytonos — тяжелозвучный). Более мягкий и подвижный баритон, за которым закрепилось определение «лирический», приближается по звучанию к тенору; поэтому в хоровой практике он относился обычно к нижним (вторым) тенорам. Баритон с более сильным и «крепким» тембром (так называемый драматический) чаще всего исполняет в хоре партию первого баса. В старинных хоровых произведениях партия баритона нотировалась в баритоновых ключах. В операх баритону стали поручать главные партии лишь со 2-й половины XVIII в. (Дон-Жуан в одноименной опере В. Моцарта).
В XIX в. наименование «баритон» получил медный духовой инструмент, звучащий на октаву ниже трубы и применяемый в оркестре (чаще всего духовом) в качестве низкого солирующего и аккомпанирующего инструмента.