ГЕНДЕЛЬ (Handel) Георг Фридрих (1685, Галле — 1759, Лондон) — немецкий композитор. Детство и ранняя юность Генделя прошли в родном городе. Отец, талантливый, энергичный человек, прошедший путь от цирюльника-лекаря до «придворного хирурга», мечтал видеть сына юристом. Однако он позаботился и о его музыкальном образовании: с 7 лет Гендель начал учиться игре на музыкальных инструментах (орган, клавесин, гобой). Его наставником сделался известный органист и композитор Ф. В. Цахау, с которым он изучил основы контрапункта, глубоко познакомился с немецкой музыкальной культурой XVII столетия. Из уважения к воле отца Гендель в 1702 г. поступает на юридический факультет университета, одновременно получив место органиста при дворцовой церкви в Галле. Но уже в следующем году он переехал в Гамбург, привлеченный интенсивностью музыкальной жизни этого крупного культурного центра. Здесь он работает скрипачом, затем дирижером оркестра знаменитой Гамбургской оперы, во главе которой стоял Р. Кейзер, Здесь началась оперная деятельность Генделя. В Гамбурге состоялись премьеры его 4 опер («Альмира», 1705; «Нерон», 1705; «Дафна», 1708; «Флориндо», 1708). Наибольший успех имела «Альмира». (Показательно, что, завидуя Генделю, Кейзер сам написал оперы на сюжеты «Альмиры» и «Нерона», чтобы исключить постановки соперника из репертуара). В недолгие годы, проведенные Генделем в Гамбурге, завязалась его дружба с талантливым теоретиком и композитором И. Маттезоном, впоследствии его первым биографом.
В 1706—1710 гг. Гендель жил в Италии (Флоренция, Рим, Венеция, Неаполь), где встречался с прославленными музыкантами (А. Корелли, Б. Марчелло, А. и Д. Скарлатти), изучал культуру страны, столетие назад подарившей миру оперу. Здесь он получает известность и как выдающийся исполнитель на органе и клавире (состоялось даже его состязание с Д. Скарлатти), и как композитор. Оперы «Родриго» (Флоренция, 1708) и особенно «Агриппина» (Венеция, 1709) получили восторженное признание требовательной итальянской публики. Италию Гендель покидает как сложившийся мастер, глубоко освоивший принципы композиции итальянской оперной школы.
После недолгого пребывания в Ганновере (1710), Гендель впервые приезжает в Лондон, с которым в течение почти полувека связана его дальнейшая жизнь. Для Англии — это время Свифта, Дефо, Ньютона. Но развитие национального музыкального искусства (в частности, оперы) после смерти Г. Пёрселла (1695) резко затормозилось. Началось увлечение итальянской оперой, и Гендель, естественно, встретил у англичан радушный прием; премьера «Ринальдо» (1711) прошла с большим успехом. Особенно яркий период жизни композитора начинается с 1719 г., когда в Лондоне было основано новое оперное предприятие («Королевская академия музыки») и он стал одним из его руководителей. Оперное творчество Генделя, отличавшееся исключительной продуктивностью (с 1704 по 1741 г. — 44 оперы: в среднем по одной в год), пользовалось признанием. Однако придворные интриги, соперничество с Дж. Бонончини и успех «Оперы нищих» Гея и Пепуша, высмеивавшей всеобщую италоманию, привели «Академию» к банкротству. Генделю пришлось уехать в Италию для набора новой труппы. Еще дважды пережив крах (1733, 1737), Гендель вынужден был признать тщетность попыток привить оперу-сериа на чуждой ей почве. Сама жизнь убедила Генделя, что его подлинное призвание — оратория.
Оратории композитор писал и раньше, а с начала 1740-х гг. почти целиком переключился на их сочинение (всего им создано 32 оратории). Вначале лондонцы холодно приняли эти произведения, против исполнения которых, кстати, резко выступило духовенство. Но после небывалого энтузиазма, с которым было встречено в Дублине 1-е исполнение оратории «Мессия» (Гендель сочинил ее в 1742 г. за 24 дня) и особенно после создания героической оратории «Иуда Маккавей» (1746) в отношении к композитору происходит решительный перелом, он одерживает триумфальную и окончательную победу. Последнее 10-летие — годы всеобщего признания и восторженного почитания. Смерть Генделя (1759) была воспринята как потеря национального композитора; он был похоронен в Вестминстерском аббатстве.
Огромный общественный резонанс, который имели оратории Генделя, объясняется тем, что они импонировали английской публике демократическим характером, эпическим величием, драматизмом музыки. Гендель, подобно Баху, внешне еще связанный традиционной библейской тематикой, трактовал оратории как произведения светского жанра. Характерно, что на первый план решительно выдвигаются народные массы. С этим связаны наиболее впечатляющие страницы генделевских ораторий — монументальные, величественные хоры.
По сей день сохраняют значение инструментальные произведения Генделя (сюиты для клавесина, сонаты, органные концерты, concerti grossi и др.). Любовью широкой публики пользуются также оркестровые сюиты «Музыка на воде» (около 1717) и «Музыка фейерверка» (1749), предназначенные композитором для исполнения на открытом воздухе, в садах и парках. Перу Генделя принадлежит также около 100 кантат, множество произведений для различных инструментальных составов, антемы, псалмы, песни и др. В целом творчество Генделя столь грандиозно по масштабам, столь значительно и многоохватно, что его по праву, наравне с Бахом, считают одной из вершин, венчающих эпоху музыкального барокко.