КАНЦОНА (от итальянского canzona — песня) — в эпоху Возрождения многоголосная вокальная пьеса, близкая по характеру народной песне. С конца XVI в. появляются инструментальные канцоны, поначалу как переложения вокальных. В отличие от последних они обозначались: canzona per sona’r (т. е. канцона для инструментальной игры). Это были сочинения имитационно-полифонического склада, предназначавшиеся для клавира, органа или инструментального ансамбля. По сравнению с ричеркаром фактура этих пьес больше приближалась к гомофонной. Кроме того, для них был характерен упругий, порой танцевальный ритм, частое использование приемов вариационного изложения. В XVII в. к жанру органной канцоны особенно охотно обращались Дж. Фрескобальди и его ученик И. Я. Фробергер. Если в ранних образцах инструментальных канцон основной тематический материал (чаще всего сосредоточенный в каком-либо одном голосе) не исключал, а даже скорее предполагал наличие контрастных построений в других голосах, то со временем внутреннее строение канцоны меняется. Единый на протяжении всей пьесы тематизм, четкий тональный план и ярко выраженное имитационное развитие сближают канцону (так же, как ричеркар) с фугой.
Название «канцона» сохранилось и в музыке гомофонно-гармонического стиля. Здесь оно проделало тот же путь, что и в предшествующий период: поначалу канцоной называли лирическую вокальную пьесу (теперь уже одноголосную), а впоследствии, с XIX в. — инструментальную пьесу с певучей, «песенной» мелодией.