Монтеверди

МОНТЕВЕРДИ (Monteverdi) Клаудио (1567, Кремона — 1643, Венеция) — итальянский композитор. Монтеверди было суждено жить и творить в ту переломную эпоху, когда многовековой процесс развития полифонических форм в музыке достиг своего логического завершения и началось становление нового, гомофонно-гармонического стиля. Среди немногочисленной группы музыкантов, которые на исходе XVI в. подняли борьбу против безраздельного господства полифонии в профессиональной музыке (В. Галилеи, Я. Пери и др.), не было значительных творческих индивидуальностей. Их заслуга заключалась скорее в провозглашении новых принципов композиции, нежели в сочинении художественно-полнокровных произведений. Монтеверди, создав яркие, неотразимо-впечатляющие произведения в новом стиле, поддержал своим авторитетом гениального музыканта эти принципы, практически первый доказал их жизнеспособность. В этом особая, исключительная роль, которую сыграло творчество Монтеверди в истории мировой музыкальной культуры. Монтеверди прожил долгую жизнь. Детство и юность композитора прошли в Кремоне, где его отец служил врачом. Первым и, по-видимому, единственным учителем музыки Монтеверди был М. Инженьери, в ту пору капельмейстер Кремонского собора. Возможно, что переехав в 20-летнем возрасте в Милан, Монтеверди посещал там некоторое время университет. Но скорее всего широте кругозора и знаниям он был обязан трудолюбию, пытливому уму, большой общей одаренности. С 1592 г. Монтеверди начинает работать в Мантуе при дворе герцога Гонзага (скрипач и певец, позже — капельмейстер). За 2 десятилетия службы у деспотичного и капризного герцога, он узнал много унижений, пережил большое горе (смерть горячо любимой жены). Вместе с тем это были годы его становления как художника. Он совершает ряд путешествий в свите герцога, завязывает знакомства в других городах и странах (Рубенс, Тассо). В этот же период создает 5 сборников мадригалов; начинается деятельность Монтеверди — оперного композитора.

Зарождение оперного жанра во Флоренции не могло не воспламенить воображение тщеславного герцога, считавшего себя меценатом, и Монтеверди было поручено написать оперу к карнавальному сезону 1607 г. Так появился его «Орфей» (на либретто А. Стриджо). Первый же опыт оказался шедевром. Внешне Монтеверди следовал по традиционному пути, создавая оперу на мифологический сюжет, но музыкант-реалист увидел в Орфее прежде всего мужественного, страдающего человека и его привлекла возможность музыкального воплощения драмы чувств античного героя. Из средств выразительности, впервые примененных в опере, главное — выработанный композитором новый тип речитатива (стиль «concitato» — взволнованный, возбужденный), который позволял гибко и правдиво передавать эмоции смятенности, высокого пафоса, горя и т. п. Необычным было и то, что Монтеверди впервые заставил инструментальное сопровождение служить драме, выражать и живописать действие. От следующей оперы «Ариадна» (1608, либретто О. Ринуччини) до нас дошло только всемирно знаменитое Lamento героини («Плач Ариадны»), сохранившиеся зато в двух вариантах: для пения соло и в виде 5-голосного мадригала.

В 1612 г. Монтеверди наконец освобождается от тяготившей его службы в Мантуанском герцогстве и в следующем году переезжает в Венецию, куда он был приглашен капельмейстером собора св. Марка. На этом посту он остается до конца жизни. В Венеции к Монтеверди относились с огромным уважением и предоставили ему большую свободу действий. Даже церковную музыку, сочинять которую ныне входило в его обязанности, он писал от случая к случаю, обычно побуждаемый внешними обстоятельствами. И хотя в результате он создал много церковных композиций, а сильные жизненные потрясения побудили его на склоне лет принять духовный сан,— в историю он вошел как первый классик светской музыки. В первую очередь эта область творчества представлена у Монтеверди жанром мадригала. В течение жизни им создано около 200 мадригалов. Это — наиболее полно сохранившаяся часть наследия композитора, благодаря которой мы многое знаем об эволюции художника, о его творческих принципах, эстетических взглядах. В мадригалах Монтеверди поразительное богатство и глубина содержания вызвали к жизни и глубинно новаторские приемы (особенно в сфере гармонии и полифонии). Однако величие Монтеверди в том, что он вступил на этот новый путь без предвзятости, без нарочитого отказа от ценностей, накопленных музыкой прошлого.

В конце творческого пути 75-летний композитор (впервые в истории оперного жанра обратившись к историческому сюжету) создает оперу «Коронация Поппеи», подлинно реалистическую драму с тонко очерченными музыкально-психологическими характеристиками персонажей и редким для того времени разнообразием оперных форм (арии, ариозо, монологи, дуэты и пр.).

Кроме «Орфея» и «Коронации Поппеи» из опер Монтеверди полностью сохранилась еще одна — «Возвращение Улисса» (всего же композитором создано 19 музыкально-драматических произведений — опер, опер-интермедий, балетов и т. п.).

«Произведения Монтеверди — пишет крупнейший знаток его творчества советский музыковед В. Конен,— отмечены не только изумительным мастерством и безграничной фантазией, но и той сосредоточенностью мысли, той глубиной поэтического вдохновения, которые бывают свойственны лишь высшим проявлениям творческого начала в искусстве».

Adblock
detector