Равномерно-темперированный строй
РАВНОМЕРНО-ТЕМПЕРИРОВАННЫЙ СТРОЙ — музыкальная система, в которой каждая октава разделена на 12 равных интервалов — полутонов. См. Темперация .
РАВНОМЕРНО-ТЕМПЕРИРОВАННЫЙ СТРОЙ — музыкальная система, в которой каждая октава разделена на 12 равных интервалов — полутонов. См. Темперация .
РОГ — один из древнейших музыкальных инструментов, изготовлявшийся из полого рога животных (позже — из древесной коры, кости, металла). В эпоху средневековья рога (обычно украшенные резьбой или инкрустированные драгоценными камнями) были одной из важнейших принадлежностей рыцарского снаряжения. Постепенно рога приобрели боковые отверстия и клапаны, а корпус их принял форму конической трубки, расширяющейся к концу (иногда …
РИТУРНЕЛЬ (итал. ritorno — возвращение) — неоднократно повторяемый инструментальный отрывок в вокальном произведении; исполняется перед началом вокальной партии (вступление), повторяется в неизменном или варьированном виде между куплетами песни, разделами арии и затем в заключение — после окончания партии голоса. В старинной форме рондо ритурнелем обычно называли припев. Кроме того, в балетах конца XVII—начала XVIII вв. …
РЕСПОНСОРИИ (от латинского response — отвечаю) — католическое песнопение в виде диалога между солистом (священником) и хором.
РЕКВИЕМ (название происходит от первых слов текста «Requiem aeternam» — покой вечный) — многочастное траурное произведение для хора, обычно с участием солистов и органа (с XVII в. такого рода композиции включают и оркестровое сопровождение). Реквием возник в католической музыке средневековья как заупокойная месса и сразу сформировался как произведение полифонического склада. Кроме частей, обычно входивших в …
РОКОКО — см. Галантный стиль.
РИГОДОН — старинный танец провансальских крестьян, распространившийся в XVII—XVIII вв. как бальный и сценический танец. Название происходит предположительно от фамилии французского танцмейстера Rigaud, приспособившего эту сельскую пляску к требованиям сцены и городского быта. По характеру ригодон был близок к контрдансу и бурре. Он исполнялся в оживленном темпе, весело, задорно; размер танца 2-доль-ный, начинается затактом. В …
РЕГАЛЬ — небольшой средневековый орган, оснащенный язычковыми трубами (источником звуковых колебаний в таких трубах был упругий металлический язычок, закрепленный с одного конца). Тембр регалей отличался красочностью и обычно напоминал звучание таких духовых инструментов, как гобой, фагот, кларнет или английский рожок.
РЕЧИТАТИВ — род вокальной музыки, ритмически и интонационно близкий к напевной декламации (итал. recitare — декламировать). Строение речитативной мелодии в значительной степени определяется текстом. В крупных вокально-инструментальных формах (опера, оратория, кантата и т. п.) речитатив обычно противопоставляют завершенным вокальным построениям — ариям, ариозо, ансамблям, хоровым сценам. В музыкальной практике издавна различают 2 вида речитатива. Так …
РЕБЕК — старинный смычковый инструмент, бытовавший во многих западноевропейских странах в XIII— XVIII в. В его конструкции соединились черты ребаба (струнный инструмент арабского происхождения) и древнегреческой лиры. От родственной ребеку лиры да браччо ведет происхождение скрипка.