Пёрселл Генри (Purcell)

ПЁРСЕЛЛ (Purcell) Генри (около 1659, Лондон — 1695, там же) — английский композитор. Величайший музыкант Англии, Пёрселл жил и творил в трудную для развития национального искусства эпоху. Последний из могикан английской музыки периода ее расцвета (XV—XVII вв.) он сумел силой своего гения вывести музыкальное искусство Англии на одно из первых мест в Европе. Но задушенная пуританами, музыка этой великой державы после смерти Пёрселла не в силах была сопротивляться мощным зарубежным влияниям. По образному выражению Р. Роллана, Пёрселл оказался «основоположником несостоявшейся английской оперной школы»; в XVIII в. Англия превратилась в музыкальную провинцию Европы и была полностью завоевана иностранными музыкантами.

Пёрселл вырос в семье профессионального музыканта. Несмотря на тяжелые жизненные условия (отец Пёрселла умер, оставив в нужде вдову и 4-х детей, когда Генри было всего 6 лет), будущему композитору все же без особого труда удалось получить хорошее, если не блестящее для того времени музыкальное образование. Он занимался в королевской музыкальной капелле, управляемой капитаном Куком, отличным музыкантом и педагогом. После смерти Кука (в 1672 г.) его учителями некоторое время были П. Хемфри и Дж. Блоу, познакомившие молодого Пёрселла с новыми веяниями в итальянской и французской музыке. С 1680 г. Пёрселл становится органистом Вестминстерского аббатства, а спустя 3 года получает звание хранителя музыкальных инструментов и придворного композитора в Лондоне.

В 80-х гг. начинается расцвет творческой деятельности композитора. Он сочиняет множество официальных и торжественных произведений для двора, пишет камерную и вокальную музыку для различных составов (9 светских кантат, 25 од и приветственных песен, 53 кетча, 43 дуэта, св. 100 песен для голоса u basso continuo и др.), духовные композиции (антемы, псалмы, гимны). Но самой обширной в творческом наследии Пёрселла является область, которой он посвятил 6 последних лет своей короткой жизни — область театральной музыки. Для театра им создано 50 произведений, из которых 6 принято считать операми («Дидона и Эней», «Диоклетиан», «Король Артур», «Королева фей», «Буря» и незаконченная — «Индийская королева»). Но в подлинном смысле слова оперой является «Дидона и Эней» (по отношению к остальным часто применяют термин «полуоперы», ибо в них значительное место занимают разговорные диалоги). Пёрселл писал с лихорадочной быстротой, «расточая свой гений на многие произведения, в которых музыка играла второстепенную роль» (Р. Роллан). И не удивительно, что его здоровье рано было подорвано непосильным трудом и тяжелыми условиями жизни (несмотря на официальное признание, произведения Пёрселла почти не печатались, а его труд при дворе оплачивался чрезвычайно скупо). В 36 лет композитор скончался (похоронен в Вестминстерском аббатстве).

Подлинная жемчужина пёрселловского наследия — «Дидона и Эней» по праву считается первой английской классической оперой. Музыка ее отмечена поэтической одухотворенностью и богатством мелодики, тонким гармоническим колоритом, полифоническим мастерством, драматизмом, художественной выразительностью. Наиболее впечатляющими являются хоровые эпизоды и особенно знаменитая сцена прощания и смерти Дидоны. Сочиненная в 1689 г., «Дидона и Эней» тогда же была впервые поставлена в частной «школе юных леди» в Челси (предместье Лондона). Опера, предназначенная специально для этого заведения, исполнялась силами любителей, чем обусловлены малое количество в ней действующих лиц и небольшой состав оркестра. Сведений о премьере оперы не сохранилось. Несомненно лишь, что она не получила общественного резонанса и оставалась забытой в течение двух веков. Возвращенная к сценической жизни в 1895 г., опера не сходит ныне со сцен многих театров мира (новая редакция «Дидоны и Энея» осуществлена известным современным английским композитором Б. Бриттеном).

Король Артур — Паскаллья (King Arthur — Passacaille)

Ode to St. Cecilia (Z.328): I-II

Adblock
detector