СОЛЬМИЗАЦИЯ — средневековая музыкальная система, изобретенная выдающимся итальянским теоретиком Гвидо д’Ареццо (около 992—1050). Сам термин получил название от звуков соль и ми, которые в этой системе располагались по краям общего звукоряда (от соль большой октавы, обозначавшегося греческой буквой у — гамма, до ми второй октавы). В пределах этого звукоряда умещались 7 гексахордов, т. е. таких звуковых построений, в каждом из которых было по 6 ступеней. Названия их — ut, re, mi, fa, sol, la, si — взяты из начальных слогов латинского гимна св. Иоанну (легендарному покровителю певцов):
Ut queant laxis
Reconare fibris
Mira gestorum
Famili tuorum
Solve polluti
Labis rearum
Sancte Iohannes.
Как видно из последней строки, название si произошло от соединения начальных букв в словах Sancte Iohannes. Однако оно не входило в систему сольмизации Гвидо, которая, как уже указывалось, была основана на шести ступенях — от ut до lа (название ut было в XVII в. заменено более удобным — до).
В системе Гвидо различались 3 вида гексахордов: натуральный (от ut до 1а), твердый (от sol до mi), мягкий (от fa до re). В каждом из них полутон находился между 3-м и 4-м звуками (остальные расстояния между ступенями составляли по одному целому тону). Для системы сольмизации было характерно то, что названия звуков не означали их абсолютной высоты (как это имеет место в настоящее время): каждый первый звук любого гексахорда носил название ut независимо от того, к какому гексахорду он принадлежал — натуральному, твердому или мягкому; название re применялось ко второму звуку любого гексахорда, mi — к третьему звуку и т. д. Если мелодия выходила за пределы одного гексахорда, то прибегали к мутации с последующим изменением названия звуков. Несмотря на сложность и запутанность при осуществлении мутаций система сольмизации и связанная с ней ориентация на гексахорды продержались почти до середины XVIII в. «Учение о гексахордах, — писал выдающийся знаток и исследователь старинной музыки Р. И. Грубер, — шаг вперед по сравнению с античным учением о тетрахордах, о четырехзвучиях. Разграничения между «твердыми» и «мягкими» гексахордами наметили будущее разграничение мажора и минора».