Concerto grosso

CONCERTO GROSSO — виртуозное оркестровое произведение в форме старинной сюиты, в котором группа солирующих инструментов «соревнуется» со всей массой оркестра (итал. concerto grosso — большой концерт). Группа солирующих инструментов называется concertino (итал.— малая концертная группа), вся масса оркестра — ripieno (полный) или tutti (все).

Будучи по существу одной из ранних форм симфонической музыки, concerto grosso как самостоятельный жанр получил наибольшее распространение в конце XVII — 2-й половине XVIII вв. Истоки же его восходят к более раннему периоду: еще в XVI в. из многоголосного мотета возникает духовный концерт, построенный на принципе «соревнования» (переклички) 2-х хоров. Этот принцип, перенесенный в оркестровую музыку, привел к возникновению concerto grosso. Родоначальником новой формы считается итальянский композитор Лодовико Виадана (1564—1627). Первые образцы concerto grosso состояли из 5 и более частей и сочинялись главным образом для струнного оркестра (здесь малая концертная группа включала 2 скрипки и виолончель). Уже в них наметились основные черты жанра: контрастное сопоставление частей, несколько приподнятый, а иногда даже патетически возвышенный характер музыки, а главное — постоянное чередование плотных, массивных и более легких пластов звучности. Последнее свойство определило по существу основные композиционные и темброво-динамические признаки жанра (соревнование между отдельными инструментами и всем оркестром) и привело впоследствии к образованию сольного инструментального концерта. В период расцвета concerto grosso количество частей в нем колебалось от 3 до 6. На рубеже XVIII в. композиторы стали все чаще прибегать к включению в партитуру духовых инструментов (иногда малая концертная группа состояла из 2 гобоев и фагота). Высшего развития жанр concerto grosso достиг в творчестве А. Корелли (знаменитые 12 concerti grossi op. 6), А. Вивальди (ему принадлежат 49 concerti grossi), Г. Ф. Генделя (наиболее значительные его достижения в этом жанре — 12 concerti grossi op. 6).

В XX в. многие композиторы возрождают в своем творчестве композиционно-структурные принципы старинного concerto grosso (И. Стравинский, Б. Барток, Б. Мартину и др.).

Adblock
detector