ФРОТТОЛА (от ит. frotta — толпа, смесь) — один из жанров итальянской многоголосной песни, непосредственно предшествовавший расцвету мадригала. Зародившись на флорентийских карнавальных празднествах, фроттолы получили наиболее широкое распространение в конце XV — начале XVI вв. Типичные черты фроттол — непринужденный, жизнерадостный характер, ясная композиционная структура, преобладание танцевальной ритмики. Обычный склад их 4-голосный, причем верхний голос заметно выделялся на фоне остальных и часто приобретал характерные черты народно-бытовых напевов. Фроттолы писались на светские тексты, объединявшие широкий круг тем и образов: от типично любовных, лирических до шуточных и сатирически-пародийных. Из композиторов, особенно охотно обращавшихся к этому жанру, в первую очередь следует упомянуть Бартоломео Тромбончино (XV в.) и Маркетто Кара (XV — нач. XVI в.).
Фроттола не только завоевала широчайшую популярность в итальянском музыкальном быту, но и породила несколько родственных ей вокальных жанров — вилланеллу, канцонетту, баллетто и др. Существовали и чисто инструментальные фроттолы (в основном — для лютни).