ГАБРИЕЛИ (Gabrieli) Джованни (1557, Венеция — 1613, там же) — итальянский композитор и органист. Ученик своего дяди, Андреа Габриели. В 1575—1579 гг. состоял на службе в мюнхенской придворной капелле, руководимой О. Лассо, где, по-видимому, испытал сильное творческое влияние своего наставника. Дальнейшая судьба Габриели вновь связана с родным городом. В 1584 г. он занимает должность 2-го органиста собора св. Марка, а после смерти Андреа Габриели (1586) становится 1-м органистом собора. Еще в конце XVI в., снискав славу талантливого композитора и замечательного исполнителя, Габриели охотно передавал свой опыт и знания музыкантам, которые стекались в Венецию почти из всех европейских стран; среди учеников венецианского мастера в первую очередь следует назвать выдающегося немецкого композитора XVII в. Генриха Шютца.
Сочинения Габриели во многом определили развитие европейской музыки XVII в. Рассматривая свои хоровые опусы как вокально-инструментальные ансамбли, композитор выработал новый стиль, основанный на контрастном и гибком сопоставлении хоровых и оркестровых групп. Последовательно развивая традиции венецианской школы середины XVI в., Габриели создавал развернутые сочинения для 2-х и 3-х хоров, в которых широко использовал различные тембровые и динамические эффекты. Он применял в хоровой музыке октавные удвоения голосов, ввел чередование piano и forte, нередко противопоставлял полифоническому изложению четкую аккордовую фактуру. Интересными тембровыми находками и новыми композиционными приемами отмечены, в частности, его «Священные симфонии» — 77 пьес для разного состава хора (от 6 до 16 партий) и 17 инструментов (I серия этих пьес была издана в 1597 г., II — в 1615 г.). Велика роль Габриели и в развитии инструментальной музыки, — органной и ансамблевой. В его сонатах, канцонах, ричеркарах (часто между этими жанрами у композитора не существует никакой разницы) органично переплетаются принципы полифонического и гомофонного стилей. Нередко такого рода сочинения (в них Габриели использует от 3 до 16 различных инструментов) четко членятся на несколько разделов, сопоставленных друг с другом по принципу контраста. В то же время у Габриели встречаются стилистически однородные композиции; так его Соната для 3 скрипок и цифрованного баса — один из наиболее ранних образцов гомофонного сочинения, а ричеркар для органа, созданный в 1595 г., можно считать первой дошедшей до нас фугой. В творчестве Габриели окончательно утвердились такие характерные черты венецианской школы, как многохорность, обогащение хорового звучания инструментальным сопровождением, яркость и многокрасочность тембровой палитры, свободное применение диссонансов, разработка в недрах инструментальных жанров принципа концертности.