«СТРАСТИ» («Пассивны») — название вокально-драматических произведений (типа оратории) на сюжет преданий о страданиях и смерти Христа (нем. Passion, от латинского passio — страдание). В названиях таких сочинений обычно фигурируют имена летописцев-евангелистов Матфея, Марка, Луки, Иоанна, которым предание приписывает четыре легенды о Христе. Чтение «Страстей господних» было установлено в католической церкви с VIII в. (впоследствии оно нередко перемежалось пением прихожан). С XVI в. «Страсти» становятся самостоятельной формой культовой музыки. В их исполнении участвуют обычно хор, солисты, оркестр, орган (иногда инструментальное сопровождение отсутствует). Возникнув на основе католической службы, «Страсти» постепенно утратили культовый характер и приобрели черты реальной жизненной драмы. Высшие образцы этого жанра — «Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну» И. С. Баха, часто исполняемые в концертах. (Бах считается автором еще двух пассионов; однако подлинность его «Страстей по Луке» оспаривается, а из партитуры «Страстей по Марку» уцелело всего 5 номеров). Из произведений добаховской музыки следует отметить великолепные «Страсти» Г. Шютца (в первую очередь «Страсти по Матфею»). Кроме того, этому жанру отдали дань молодой Гендель, Г. Ф. Телеман, И. Маттезон, И. Кунау, Р. Кейзер, а из композиторов более ранней эпохи — О. Лассо, Я. Обрехт и др. По форме «Страсти» напоминают обычно монументальную ораторию: они включают речитативы (партия Евангелиста), арии и вокальные ансамбли, хоровые номера и небольшие инструментальные эпизоды. Между тем, некоторые из ранних образцов этого жанра сочинялись в форме развернутого мотета.