Сюита

СЮИТА — циклическая музыкальная форма, состоящая из нескольких контрастных частей (по-французски suite — последовательность). Форма сюиты возникла в XVI в. когда были объединены в цикл 2 контрастных по характеру танца: медленная хороводная павана и быстрая, живая гальярда (часто они сочинялись в виде вариаций на одну и ту же тему). Такие сюиты постоянно встречались в сборниках танцев для различных инструментов.

В XVI—XVIII вв. сложилась форма так называемой старинной сюиты. Вначале к паване и гальярде были прибавлены еще 2 различных по характеру танца — аллеманда и куранта. Подобные 4-частные сюиты стали самостоятельным инструментальным жанром в творчестве известных итальянских композиторов Андреа и Джованни Габриели. В это же время (с конца XVI в.) сюиты, составленные из нескольких контрастных танцев, были широко представлены в музыке английских вёрджинелистов (Д. Дауленд, Д. Булл, О. Гиббоне), а также заняли значительное место в творчестве немецких мастеров, — таких как Г. Л. Хасслер, И. Г. Шейн, И. Я. Фробергер и др. Создателем французской клавесинной сюиты был Ж. Шамбоньер.

Постепенно в сюите закрепилась стойкая последовательность 4-х танцев: аллеманда — в умеренном темпе, оживленная куранта, медленная сарабанда и быстрая жига. Нередко в старинную сюиту включались менуэт, гавот, бурре, пасспье, ригодон, а также нетанцевальные пьесы — прелюдия, ария, рондо, фуга и т. д. Иногда к основным вариантам добавлялись так называемые дубли. Все части старинной сюиты писались в одной тональности (допускалось лишь сопоставление одноименных мажора и минора). Когда сюита открывалась увертюрой, то название этой вступительной пьесы нередко переносили и на весь цикл в целом.

1-я половина XVIII в. — период наибольшего расцвета старинной сюиты. Особенно значительные достижения в развитии и обогащении этого жанра связаны с именами И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, Ф. Куперена. Среди сюитных циклов Баха — 6 Английских, 6 Французских сюит, 6 партит для клавира, 6 сюит для виолончели соло, 4 оркестровые сюиты, 3 скрипичные сонаты в форме сюиты. В наследии Генделя — несколько клавирных сюит, а также широко известные оркестровые сюиты программного типа («Музыка на воде», «Музыка в лесу», «Музыка фейерверка»). Клавесинные сюиты Куперена объединены в 4 сборника; каждая из таких сюит, наряду с традиционными танцевальными частями, содержит пьесы жанрового и лирико-психологического характера.

В XIX—XX вв. получили развитие сюиты нового типа с ярко выраженной контрастностью: в них преобладали нетанцевальные пьесы разных форм и настроений, написанные в различных тональностях.

Добавить комментарий

Adblock
detector