Менуэт

МЕНУЭТ — старинный танец французского происхождения, широко распространенный в Европе в XVII— XVIII вв. Народным прообразом его послужил хороводный танец бретан-ской провинции Пуату. Исполнялся мелкими шагами (название «менуэт» происходит по-видимому от menus mouvements, что означает — малые движения), в умеренном темпе, плавно, церемонно, с поклонами и приседаниями; размер 3/4. В конце XVII — начале XVIII вв. менуэт был самым популярным танцем не только при французском дворе; его танцевали почти во всех европейских странах. В оперу и балет его впервые ввел Ж. Б. Люлли; позднее, в XVIII в. форму этого танца использовали в оперных и балетных произведениях Ж. Ф. Рамо и К. В. Глюк. Менуэт входил во многие инструментальные циклы 1-й половины XVIII в., обыкновенно занимая место между сарабандой и жигой (он встречается, например, в Английских, Французских сюитах И. С. Баха, в Concerto grosso Г. Ф. Генделя и др.). На протяжении XVIII в. характер менуэта претерпевает значительные изменения: постепенно ускоряется темп, в движениях появляются жеманность, манерность. В музыке 2-й половины XVIII в. (в творчестве Гайдна, Моцарта, раннего Бетховена и их современников) менуэт являлся III частью симфоний и квартетов; на рубеже XIX в. его место в сонатном цикле заняло скерцо. Изредка менуэт встречается в музыкальном творчестве XIX—XX вв. (П. Чайковский, А. Глазунов, К. Дебюсси, С. Прокофьев и др.)

Adblock
detector