ВЕРКМЕЙСТЕР (Werckmeister) Андреас (1645, Беннекенштейн, близ Магдебурга — 1706, Хальберштадт) — немецкий музыкальный теоретик и органист. С 1664 г. служил церковным органистом во многих городах Германии (с 1696 г. — в Хальберштадте).
Веркмейстер — один из первых немецких теоретиков, установивших определение ладов по их наклонению, — мажорному или минорному (средневековые лады классифицировались по иному признаку: они делились на автентические и плагальные). Веркмейстер значительно расширил круг музыкально-выразительных средств, которые обычно связывались с каким-либо аффектом (см. Аффектов теория), включив в него тональность, темп, регистр, а также само звуковое качество интервалов и аккордов (диссонанс, консонанс). Но особенно значительна роль Веркмейстера в разработке системы равномерной темперации (см. Темперация). Он стремился уничтожить незначительную, но все же чувствительную для слуха разницу, которая существовала между однородными интервалами на разной высоте звукоряда. Кроме того, Веркмейстер в своей теории темперации шел к установлению энгармонического равенства звуков (т. е. к сближению, выравниванию всех полутонов в октаве). На многие достижения Веркмейстера опирался И. С. Бах при создании своего знаменитого «Хорошо темперированного клавира». Из теоретических трудов Веркмейстера в первую очередь следует назвать «Испытание органов» («Orgel-Probe», 1681) и «Музыкальную темперацию» («Musikalische Temperatur», 1691).