Мензуральная нотация

МЕНЗУРАЛЬНАЯ НОТАЦИЯ — система записи музыки, распространенная в XII—XVI вв. Как известно, более ранние системы — буквенная, невменная, линейная (см. Буквенная нотация, Невменная нотация, Линейная нотация) — не фиксировали длительностей звуков. По-видимому, в эпоху раннего средневековья в этом не было особой необходимости: искусство трубадуров, труверов, миннезингеров не нуждалось в точной фиксации ритмической стороны напева, ибо она была обусловлена стихотворным размером. Существовали специальные музыкально-ритмические формулы (модусы), из которых наибольшее значение имели хореический, ямбический и дактилический.

С переходом к многоголосию возникла потребность уточнить в записи соотношение длительностей звуков в различных голосах. Это и определило введение так называемой мензуры (лат. mensura — мера), т. е. специальной условной меры, при помощи которой устанавливается различная длительность нот. В основе старой мензуральной нотации лежали следующие знаки:

— максима (т. е. самая длинная),

— лонга (лат. longa — длинная),

— бревне (лат. brevis — короткая)

— семибревис (лат. semibrevis — полукороткая; именно она и была единицей меры; длительность ее примерно совпадала по времени с умеренным движением руки хорового дирижера).

В XIV в. появились две еще более мелкие длительности: — минима (т. е. самая малая) и — семиминима (лат. semiminima — полуминимальная). Специальные знаки применялись и для различных пауз. Следует заметить, что ноты в ту эпоху «делились» не на 2 равные доли, как теперь (целая нота равна 2 половинным, половинная — 2 четвертям и т. д.), а на 3. Так, Longa=3 breves; brevis=3 semibreves и т. п. Переход к «двухкратности» в нотации совершился в XIV в. (Правда, некоторое время существовала как двухкратная, так и трехкратная зависимость.) Несколько позднее распространился обычай уточнять длительность нот различной окраской: для крупных длительностей, начиная с минимы (соответствовавшей современной половинной ноте), вводились белые ноты; зачерненные обрели следующий вид: — семиминима, —  семифуза (соответственно современным четверти, восьмой, шестнадцатой). Очертания нот со временем округлились, появились штили («хвосты»), и нотное письмо постепенно приняло тот внешний вид, который сохраняет и поныне. Тактовая черта и обозначения темпа в мензуральной нотации не применялись.

Добавить комментарий

Adblock
detector