ОКЕГЕМ (Ockeghem, Okeketn, Ockenheim и около 40 других транскрипций фамилии) Йоханнес (Ян, Жан) (около 1420, Термонд (?) — 1495, Тур) — нидерландский композитор. Музыкальное образование получил в Антверпене (по некоторым данным был учеником Г. Дюфаи). В 1452 г. служил у французского короля Карла VII. В 1461 г. поселился в Туре, где возглавил королевскую капеллу.
Окегем вошел в историю как глава так называемой «второй нидерландской школы» (см. Нидерландская школа). Он один из искуснейших мастеров-полифонистов эпохи Возрождения. Виртуозно владея техникой имитационного письма, Окегем тонко учитывал в своих сочинениях особенности хорового звучания. Как композитор, певец, педагог, он пользовался огромным авторитетом среди музыкантов XV в. Вместе с тем в его творчестве наиболее явственно ощутимы черты изощренного техницизма, расчетливости, остроумного комбинирования. Говоря об этих особенностях музыки Окегема, часто приводят в пример мессу «Cujusvis toni», которую можно было исполнять с любого тона (переставляя ключи в хоровых партиях) или так поразивший современников композитора «головоломный» канонический мотет «Deo gratia», предназначенный для 36 голосов. Следует заметить, однако, что стиль композиций Окегема был тесно связан с особенностями полифонического мышления его эпохи, когда мелодическое движение голосов целиком подчинялось линеарному, а не гармоническому принципу. Сам же тематизм многоголосных сочинений Окегема, несмотря на некоторую жесткость и угловатость линий, обладает своеобразной выразительностью (особенно в детально отшлифованных песнях-миниатюрах). В наследии Окегема — около 15 месс, реквием (первый многоголосный реквием, сохранившийся до наших дней), мотеты, кантаты, песни. Блестящий педагог, Окегем воспитал плеяду талантливых композиторов, среди которых — Жоскен Депре, А. Брумель, А. Агрикола, Л. Компер, П. де Ларю и др.