САРАБАНДА — танец испанского происхождения, распространенный в XVI—XVII вв. Исполнялся медленно, торжественно; размер 3/4. Некоторые исследователи полагают, что поначалу сарабанда была тесно связана с культовым обиходом (движение по кругу вокруг амвона). По другому предположению, этот танец возник из похоронного обряда: во время погребения присутствующие ходили в скорбном молчании вокруг гроба. На торжественно-обрядовый характер танца указывает и его название: по-испански sacra banda означает — священный отряд, т. е. шествие.
В эпоху средневековья сарабанду танцевали только женщины, причем танец носил страстный характер. Несколько позже сарабанда становится самостоятельным номером в музыкально-сценических представлениях. Однако в XVI в. испанские священнослужители сочли танец непристойным, и его исполнение жестоко каралось, вплоть до наказания плетьми. Возрождение сарабанды связано с французским музыкальным бытом XVII в.: здесь танец подвергся некоторой переработке, приблизившись по характеру к менуэту. Его танцевали медленно, величаво. На рубеже XVII—XVIII вв. в сарабанде еще более, чем раньше, подчеркиваются черты торжественной строгости; часто в музыке ее отчетливо проступают настроения скорби, печали (не случайно возникло известное выражение, «смерть танцует сарабанду»). Во 2-й половине XVII в. сарабанда была введена в балетные спектакли (Ж. Б. Люлли), и примерно в это же время ее стали использовать в инструментальных сюитах. Здесь она обычно следовала за курантой и предшествовала жиге. Наиболее значительные образцы сарабанд встречаются в клавирных и ансамблевых циклах И. С. Баха и Г. Ф. Генделя (в творчестве последнего они нередко сближаются с пассакальей или чаконой).