ТЕЛЕМАН (Telemann) Георг Филипп (1681, Магдебург — 1767, Гамбург) — немецкий композитор. Поразительно рано обнаружив музыкальное дарование, Телеман в 12 лет написал оперу (образцом для нее послужили лирические трагедии Ж. Б. Люлли). Успехи его как композитора и исполнителя были столь значительны, что уже в 1704 г. ему предложили должность органиста в Лейпциге. Впоследствии он служил придворным капельмейстером в Эйзенахе (с 1708 г.), затем переселился во Франкфурт-на-Майне (1712), а с 1721 г. стал дирижером оперного театра в Гамбурге, где и прожил до конца дней. (Характерно, что после смерти И. Кунау Телеман отказался от предложенного ему места кантора церкви св. Фомы в Лейпциге и эту должность, как известно, занял И. С. Бах).
За более чем 70-летнюю творческую жизнь Телеман оставил заметный след во всех известных в то время жанрах. Он усвоил французский клавесинный стиль, достижения оперной и скрипичной школ Италии, характерные черты немецкой оперы, особенности польской народной музыки (в начале 1700-х гг. композитор посетил Краков, где внимательно изучал фольклор). Кроме того, Телеман был талантливым высокоэрудированным критиком (в 1723 г. основал в Лейпциге музыкальный журнал «Der getreue Musik-Meister») и обладал незаурядным организаторским талантом (еще в молодые годы стал руководителем студенческого хорового общества «Collegium musicum», получившего широкую известность за рубежом). Слава Телемана была поистине сверхъестественной; его считали первым среди немецких музыкантов того времени, в глазах общественного мнения он превосходил и Баха, и Генделя.
«Талантливый и плодовитый, пользовавшийся огромной известностью, он интересовался всем — оперой, песней, инструментальной музыкой, ораторией, — следуя новейшим течениям, улавливая «модное», популярное, но не впадая при этом в дурной вкус», — пишет о Телемане известный советский исследователь Т. Ливанова. Сочинявший к тому же с неимоверной быстротой (и с охотой откликавшийся на любые заказы), Телеман оставил огромное наследие. Среди его сочинений — около 40 опер (из сохранившихся пяти наиболее яркая — «Терпение Сократа», 1721), свыше 600 увертюр, 44 пассиона, 6 ораторий, 15 месс, кантаты, сюиты, серенады, трио-сонаты, 12 годовых циклов кантат и мотетов (включающих ок. 3000 вокальных номеров с сопровождением), концерты для скрипки, для флейты и др. Уделяя большое внимание программной музыке, Телеман создал в этом плане несколько интересных сочинений (сюита «Дон Кихот», увертюра «Музыка на воде», «Застольная музыка» и т. д.).