ТОККАТА — инструментальная пьеса свободной формы, получившая распространение в XVII—XVIII вв. Происхождение токкаты некоторые исследователи связывают с музыкой торжественных шествий и церемоний; первые образцы этого жанра, созданные на рубеже XVI—XVII вв. итальянскими композиторами А. Габриели и К. Меруло, возникли из трубных фанфар, которыми открывались многие средневековые празднества. Такой же характер носит и вступление к опере К. Монтеверди «Орфей» (1607), которое автор именует «токкатой»: оно выдержано в духе 5-голосной фанфары. На подобное происхождение жанра указывает и сам термин — испанским словом tacharen в XV в. обозначали духовые ансамбли, сопровождавшие торжественные выходы или шествия. В свою очередь итальянское toccare — касаться, играть на клавишных инструментах — указывает на способ исполнения токкат: как известно, они писались исключительно для клавира или органа.
В начале XVII в. токкаты, подобно фантазиям или ричеркарам, представляли собой свободные композиции с характерным чередованием аккордовых последований и стремительных пассажей. Это сближало их с инструментальными прелюдиями. Позже композиционная структура токкаты становится сложнее: она делится на несколько разделов, связанных, однако, между собой единством общего замысла. В таких свободных по форме токкатах чередуются речитативные и аккордовые эпизоды, быстрые фигурации и фрагменты имитационного склада. Принципы контраста, положенные в основу композиции токкат, приводят в XVII в. к зарождению так называемой церковной сонаты. В творчестве Д. Фрескобальди, Я. Свелинка, Д. Букстехуде, И. Пахельбеля токката сближается с фантазией. В музыке И. С. Баха органная токката концертного типа нередко соединяется с фугой, образуя цикл (5 токкат с фугами, 1700—1708).
В наши дни токкатами именуют пьесы моторного характера, излагаемые обычно ровными длительностями, в быстром темпе, с четкой «ударной» техникой. Токкаты и теперь пишутся преимущественно для клавишных инструментов (встречаются, однако, эпизоды токкатного характера и в оркестровой литературе). Известны токкаты для фортепиано Р. Шумана, М. Равеля, С. Прокофьева и др.