Букстехуде (Buxtehude) Дитрих

БУКСТЕХУДЕ (Buxtehude) Дитрих (около 1637, Ольдесло — 1707, Любек) — немецкий композитор и органист. О жизни этого замечательного музыканта известно сравнительно мало. Его музыкальным образованием руководил отец, Иоганн Букстехуде, прослуживший много лет в Хельсингере (Дания). Дитрих Букстехуде — швед по происхождению — связал свою творческую жизнь с Германией, куда переселился в 1667 г. после кратковременной службы в шведском городке Хельсингборге (1657) и Хельсингере (1660). В 1668 г. он занял должность органиста церкви Марии в Любеке. С этим городом связана вся творческая биография Букстехуде; здесь к нему пришла слава выдающегося композитора и органиста-виртуоза. (Известно, что с целью услышать игру Букстехуде в 1703 г. Любек посетили Гендель и Маттезон, а в 1705 г.— И. С. Бах.) В жизни города Букстехуде играл приметную роль не только как музыкант-дрганист — традиционно обязательный участник церковной службы. С 1673 г. им заново организуются так называемые «Abendmusiken», вечерние музыкальные концерты (традиция, существовавшая еще с 1646 г., но постепенно заглохшая). Помещение церкви использовалось как концертный зал, где прихожане могли послушать разнообразные музыкальные композиции (не связанные с богослужением).

Своеобразной «концертностью» отмечено по существу все творчество Букстехуде и в первую очередь органные произведения. Его многочисленные прелюдии и фуги характеризует богатство фантазии, своеобразие мышления. Если у И. С. Баха «прелюдия — фуга» — четко поляризованный диптих, то прелюдии — фуги Букстехуде это многоэпизодные композиции, в которых полифонические разделы перемежаются разнообразными интермедиями, изобилующими оригинальными фактурными находками. Однако эпизоды в этих, исполненных ораторского пафоса и драматизма импровизациях бывают мотивно связаны, что сообщает произведению единство в целом. Характерно, что в клавирных танцевальных сюитах (обычно 3-частных: аллеманда, куранта, сарабанда) также можно выявить лежащий в основе общий мотив. Букстехуде — автор многочисленных кантат и ораторий (св. 120), в которых явно ощущается влияние вокального искусства Италии того времени. Напротив, глубоко оригинальные, своеобразно преломившие черты северо-немецкого барокко, грандиозные органные композиции Букстехуде позволяют увидеть в нем одного из непосредственных предшественников Баха.

Добавить комментарий

Adblock
detector