ПРОТЕСТАНТСКИЙ ХОРАЛ — песнопение, рожденное протестантским культом и исполнявшееся на немецком языке. Возникновение протестантского хорала саязано с эпохой Реформации и Крестьянской войны в Германии (нач. XVI в.). Обряд католического богослужения, основанного на напевах григорианского хорала с его традиционным латинским текстом, был заменен пением псалмов на родном языке, причем новые духовные песнопения исполнялись не профессиональными певчими, а всей общиной. Будучи поначалу одноголосным, протестантский хорал основывался на старинных духовных гимнах, а порой — на популярных народных напевах. В XVI в. к тому же был реформирован и текст: слова к подавляющему большинству мелодий хорала сочинил или перевел известный немецкий богослов, крупнейший деятель эпохи Реформации Мартин Лютер (1483—1546). Ему, по-видимому, принадлежат текст и музыка хорала «Ein’feste Burg ist unser Gott» («Господь — твердыня наша»), ставшего своеобразным гимном эпохи Реформации. Этот хорал вышел за пределы церкви и был широко подхвачен народными массами. Не случайно Ф. Энгельс называл его «Марсельезой XVI века». Вместе с тем реформа Лютера не носила всеобщего характера. Если многие хоры, певческие общества (школьные, студенческие и т. п.) стали пропагандистами протестантского хорала, то в соборах больших городов нередко продолжали звучать старые католические напевы на латинском языке. Другой выдающийся деятель немецкой Реформации Томас Мюнцер (1490—1525), первым утвердивший в богослужении родной язык, ратовал за простоту и общедоступность церковного пения. Он стремился изгнать из обихода не только григорианские напевы и традиционную латынь, но и строгие полифонические приемы, прочно утвердившиеся к тому времени в культовом пении. Основной напев (cantus firmus) переносится из тенора в верхний голос — сопрано. В фактуре постепенно утверждается 4-голос-ный аккордовый склад. Мелодической основой хоралов становятся немецкие народные песни, а также французские, итальянские, нидерландские напевы (нередко даже танцевальные).
Первый сборник протестантских хоралов в многоголосной хоровой обработке появился в 1524 г., перед самым началом Крестьянской войны. Создателем его был ненецкий композитор, друг и сотрудник М. Лютера Иоханнес Вальтер (1496—1570). Сильное влияние оказал протестантский хорал и на инструментальную музыку, где он приобрел роль тематического остова. С утверждением лютеранства в качестве официальной религии протестантский хорал становится основой богослужения. И если в момент своего зарождения он оказал поистине обновляющее воздействие на содержание и манеру культового пения, то постепенно многие черты, сделавшие его в свое время столь живым и ярким, приняли самодовлеющий характер. Практика церковной службы внесла в протестантский хорал дух окаменелости: народные мотивы «утяжелялись» однообразностью ритма, мелодический рисунок постепенно терял изящество и гибкость, фактура ограничивалась строгим 4-голосием.
Вместе с тем протестантский хорал явился основой немецкого музыкального творчества на протяжении двух столетий — от эпохи Реформации до И. С. Баха. Деятельность композиторов многих поколений (среди них Б. Дуцис, М. Преториус, Г. Хаслер, И. Г. Шейн, С. Шейдт, Г. Щютц, наконец, И. С. Бах) тесно связана с художественной обработкой протестантского хорала. Рожденный в трудную эпоху, впитавший многие черты народного песенного искусства, протестантский хорал сыграл решающую роль в утверждении национальных путей развития немецкой музыки XVI—XVIII вв.
Песнопениями, родственными протестантскому хоралу, были гуситские песни (Чехия, XV в.), гугенотские псалмы (Франция, XVI в.), а также протестантские псалмы, распространившиеся в XVI в. в Нидерландах, Англии, Польше.