КЛАВИР — общее наименование клавишных струнных инструментов, распространенных в XV—XVIII вв. (чембало, клавикорд, клавесин и т. д.). Инструменты этой группы играли исключительно важную роль в музыкальной жизни европейских стран периода Ренессанса и барокко. Они имели несомненные преимущества перед двумя наиболее популярными представителями многочисленного инструментария этой эпохи — лютней и органом. По сравнению с лютней звук клавирных инструментов разнообразнее, а диапазон значительно шире. Уступая органу в богатстве звуковых красок, насыщенности и мощи звучания, клавишно-струнные в то же время обладают тембром, который намного лучше органного сочетается с другими инструментальными тембрами и певческими голосами. Кроме того, камерность («комнатность») клавирных инструментов сделала их вскоре незаменимыми в домашнем быту и учебной практике.
Первые упоминания о клавишных струнных относятся к XV в. Вначале для игры на них использовали лютневую и органную музыку. Только во 2-й половине XVI в. стали появляться произведения, написанные специально для клавира. Постепенно во многих европейских композиторских школах накапливается богатая клавирная литература. На протяжении XVI — XVIII вв. она обогащается творениями таких выдающихся композиторов как А. Кабесон, У. Бёрд, О. Гиббоне, Д. Булл, Г. Пёрселл, Я. Свелинк, Г. Ф. Телеман, И. Фробергер, Дж. Фре-скобальди, Ж. Шамбоньер, Ф. Куперен, Ж. Ф. Рамо, Д. Скарлатти и, наконец, И. С. Бах и Г. Ф. Гендель. Все они без исключения были также выдающимися исполнителями-клавиристами.
Плодотворной и постепенно все более значительной становилась в XVIII в. роль клавира в ансамблях и оркестрах. Музыкант, игравший на клавирном инструменте, активно принимал на себя функции руководителя исполнения. И сама партия клавира в ансамблях приобретала все больший удельный вес: если в середине XVIII в. она ограничивалась простой расшифровкой генерал-баса в итальянских трио-сонатах, то спустя несколько десятилетий стала не только сугубо самостоятельной, развернутой, но и в большинстве случаев главенствующей по художественному значению (ансамблевые сочинения Г. Ф. Телемана, Ф. Куперена, И. С. Баха и др.).
Другое значение слова «клавир» появилось значительно позднее и сохранилось до наших дней. Так называют ныне переложение для фортепиано какой-либо партитуры (оперы, балета, симфонии, концерта и т. п.). В этом смысле слово «клавир» представляет собой бытующий сокращенный вариант немецкого Klavierauszug, что означает — извлечение для клавира.