ПРЕТОРИУС (Praetorius; настоящая фамилия Шульц) Михаэль (1571 или 1572, Крейцбург — 1621, Вольфенбюттель) — немецкий композитор, органист и теоретик. Вырос в семье потомственных музыкантов. Образование получил в латинской школе, после окончания которой изучал философию и теологию во Франкфуртском университете. Уже в эти годы начинается его активная деятельность. Впоследствии Преториус служил придворным композитором и органистом в Брауншвейге (где одновременно исполнял обязанности секретаря герцога), Дрездене, Магдебурге, Вольфенбюттене.
В своем творчестве Преториус был тесно связан с новым стилем, формами и жанрами, идущими от итальянской музыки. Он первым ввел в практику немецкой музыки форму хорового концерта и первым среди немецких композиторов стал применять технику генерал-баса. Приверженец венецианской хоровой школы, он пропагандировал ее достижения и как активный музыкальный деятель — инициатор и организатор своего рода музыкальных представлений, и как педагог. Преториус — автор многочисленных сочинений. В 1605—1610 гг. он опубликовал 9 сборников духовных песен под названием «Сионские музы». В 1619 г. были опубликованы сборники «Полигимния», «Песни мира и радости». Его перу принадлежат также церковные и светские произведения для хора, инструментальные пьесы, токкаты, канцонеты для инструментальных ансамблей.
Образованнейший музыкант своего времени, Преториус создал энциклопедический труд по истории и теории музыки «Sintagma Musicum» (1616—1620), отличающийся универсальной широтой проблематики 1-й том (на латинском языке) освещает общие вопросы музыкального искусства, 2-й и 3-й (на немецком языке) посвящены описанию и классификации музыкальных инструментов, рассмотрению современных композитору жанров и форм, вопросам теории музыки и исполнительства. По сей день многочисленные таблицы Преториуса и изображения инструментов, помещенные в его работах, служат незаменимым источником знаний об инструментарии ушедшей эпохи. 3-томный труд Преториуса — основной свод сведений о музыке XVI—XVII вв. и одновременно одна из первых значительных работ, заложивших основы подлинно научной истории музыки.