Соната

СОНАТА (от итальянского sonare — звучать) — одна из форм инструментальной музыки (в современном понимании — произведение для одного или 2-х инструментов, написанное в форме сонатного цикла). Термин sonata возник в конце XVI в. для обозначения любого инструментального сочинения, преимущественно ансамблевого, в отличие от вокального — кантаты (от итальянского cantare — петь). В другом филологическом значении применялся главным образом в тех случаях, когда композитор хотел подчеркнуть возможность исполнения какого-либо опуса на различных видах клавишных инструментов; в таком значении этот термин используется, например, в названии сборника Ф. Арести «Сонаты для органа различных авторов» (около 1687), а также для обозначения сборников клавирных пьес (у Ф. Арести, Б. Паскуини, Ф. Дуранте, Д. Циполи и др.).

Истоки жанра сонаты — в инструментальном сопровождении мадригалов, постепенно отделявшемся от вокальных партий. В отличие от канцоны (мыслившейся как инструментальное воплощение вокальной музыки) в сонате более ярко проявлялись черты свободного инструментального развития. В ранних сонатах еще ощутима связь с полифоническим стилем, однако уже соната для 3-х скрипок и цифрованного баса Дж. Габриели (конец XVI в.) является образцом гомофонного сочинения.

В дальнейшем различаются 2 типа сонат: Sonata da chiesa (церковная соната) и Sonata da camera (камерная соната). Первая в большей степени явилась предшественницей классической сонаты, чем вторая, примыкавшая к жанру сюиты. В творчестве А. Корелли церковная соната утвердилась в виде 4-частного цикла: медленное Grave, оживленное фугированное Allegro, гомофонно-гармоническая 3-я часть (лирический центр сонаты, испытавший воздействие оперной арии) и быстрый полифонический финал. Как правило, эти сонаты исполнялись двумя мелодическими голосами (скрипками) в сопровождении органа, и потому получили названия трио-сонат (в камерной сонате сопровождение поручалось не органу, а клавесину). Выросшая из церковного искусства, трио-соната отмечена чертами духовной углубленности, созерцательной сосредоточенности. Высшие достижения в этом жанре принадлежат А. Корелли и Г. Пёрселлу. В XVII — начале XVIII вв. жанр сонаты был «монополизирован» итальянской скрипичной школой (Ф. Джеминиани, П. Локателли и др.), привнесшей в сонату виртуозный блеск и богатство выразительных оттенков. Камерная соната (С. Росси, Б. Мартини и др.), по сути мало чем отличавшаяся от сюиты, впоследствии обогатила классическую сонату менуэтом и танцевальной моторностью финала, заимствованной от жиги. И. С. Бах рассматривал сонату в основном как ансамблевое сочинение, ориентируясь, как и Г. Ф. Гендель, в своих трио-сонатах на итальянские образцы. Однако у него есть и сонаты для скрипки соло, отмеченные необычайной мощью экспрессии.

Непосредственный путь к классической сонате начинается с появления клавирной сонаты, первенство в создании которой могут оспаривать друг у друга итальянец Б. Паскуини и немец И. Кунау. Некоторые сонаты Кунау представляют собой ранние образцы программной музыки. Так, в одной из его шести «Библейских сонат» изображена, по словам автора, битва Давида с Голиафом. Особое место в инструментальной музыке 1-й половины XVIII в. занимают полные блеска и темперамента одночастные сонаты Д. Скарлатти, в которых зарождалась и отшлифовывалась сонатная форма.

Творческие усилия композиторов последующего поколения были направлены на разработку как формы сонатного цикла, так и строения основополагающей его части — сонатного allegro. Здесь особенно выделяются такие фигуры как Дж. Платти, а также сыновья И. С. Баха — «миланский» или «лондонский» Иоганн-Христиан (непосредственный предшественник Моцарта) и «берлинский» или «гамбургский» Карл Филипп Эмануэль, творческое влияние которого простирается вплоть до Бетховена. Произведения Ф. Э. Баха явились ближайшими предшественниками классической сонаты и вершиной предклассического развития этого жанра. В них утвердилось 3-частное строение цикла, в котором подвижным крайним частям противопоставляется лирическая средняя, а в недрах сонатного allegro стабилизируются внутренние разделы формы (экспозиция, разработка, реприза) и принципы их соотношений.

В музыке венских классиков соната становится одним из ведущих музыкальных жанров, теряя черты камерности и сближаясь по масштабности развития с симфонией. Иногда 3-частный цикл дополняется менуэтом (III часть), существовавшем до этого в камерной сонате, сюите и в так называемой «венской сонате» (Г. К. Вагензейль). Дальнейшее развитие жанра связано в первую очередь с господством сонатной формы и окончательной победой фортепиано над клавесином.

Adblock
detector