МАТТЕЗОН (Mattheson) Иоганн (1681, Гамбург — 1764, там же) — немецкий музыкальный теоретик и композитор. Получил широкое образование как музыкальное, так и гуманитарное. Обучаясь музыке с 6 лет, изучал основы композиции, дирижирования, игру на гамбе; кроме того, брал уроки танцев и пения; в совершенстве владел многими языками. Несколько лет работал в Гамбургском оперном театре, сначала как певец, затем как дирижер. Начиная с 1704 г. постоянно путешествовал (Голландия, Италия, Франция, Англия). С 1719 г. Маттезон становится капельмейстером при дворе герцога Гольштейнского. В 1728 г. из-за глухоты вынужден был оставить капельмейстерскую работу.
Композиторское наследие Маттезона включает 8 опер (наибольшей популярностью пользовалась «Клеопатра», 1704), около 25 ораторий, кантаты, мессы, сонаты для флейты и скрипки, инструментальные пьесы. Однако основное значение деятельности Маттезона — в его трудах по истории и теории музыки, список которых насчитывает 118 работ. В первую очередь заслуживают быть отмеченными «Совершенный капельмейстер» (1739; здесь затронут широчайший круг эстетических и теоретических проблем), «Основание триумфальных ворот» (1740; книга эта включает биографии выдающихся композиторов), «Музыкальный патриот» (1728), «Школа генерал-баса» (1731), «Вновь открытый оркестр» (1713) и др. Маттезону принадлежит первая книга о Генделе, с которым его связывали теплые, дружеские отношения. Кроме того, Маттезон, явившийся по сути дела первым немецким музыкальным критиком, стал основателем первого в Германии музыкального журнала «Critica musica» (1722).
Один из передовых людей своего времени, Маттезон активно боролся за утверждение в музыкальном искусстве национальных признаков, за выразительность и певучесть в музыке, за признание безусловного примата мелодического начала («мелодия имеет главное значение и является вершиной музыкального совершенства», — писал он). Маттезон много сделал для разработки прогрессивного в свое время учения об аффектах (см. Аффектов теория), а также утверждения и теоретического обоснования мажоро-минорной системы.